03. Супердальний катерный поход Питер-МедГора-Питер 1983 года

Создано 02.03.2010 Обновлено 25.12.2014

02-03-10

Предисловие
Этот поход был задуман после ряда походов на Онего ( Онежское озеро ) начиная с 1978 года. Решили достичь края света, как говорят - Повенец - всему свету конец. Но самой северной точкой Онего оказался г. Медвежьегорск (МедГора) - и мы его достигли.

Идем, как уже давно привыкли, одним катером. Прогресс-2 - ему уже16 лет. Бывал в разных передрягах. Если к нему привыкнуть и не штурмовать волну во фронт, а несколько наискосок, то и он не подведет, хотя зазевавшись можно получить "нормалька" - небольшой накат через нос и стекло и.... - легкий душ. :-)
Основной двигатель - Нептун-23 (установлен в 1978 г). В 1983 заменен коленвал (предыдущий коленвал дал дуба при переходе по Ладоге из губы Черная Сатама на Кареджский Маяк и обратно - но это другая история), - обкатку не прошел - отнесена на поход, и вспомогательный двигатель - Салют - еще не нюхал походной воды.
Экипаж 3 человека
Лена - капитан (Кэп), штурман, кок
Я - Миша - рулевой, Боцман, механик
Димка - Матрос, - не новичок , а уже матрос опытный.
Идем подальше от города и шумных компаний. Врезаемся в природу, а она поглощает нас без остатка. Выныриваем в цивилизацию на предмет поиска цивилизованной пищи для нас и мотора. :-)

Супердальний поход был задуман и пройден в 1983 году одним катером по маршруту:
Река Нева: г. Ленинград - крепость Орешек - 50 км (от места стоянки - Рыбацкое)
Новоладожский канал: Крепость Орешек - Новая Свирица - 169 км
Река Свирь: Новая Свирица - пос. Вознесенье - 213 км
Онежский канал: пос.. Вознесенье - р. Вытегра - 67 км
Река Вытегра: Онежский канал - г. Вытегра - 15 км
Река Вытегра: г. Вытегра - Онего - 20 Км

Онего - Восточный берег:
Река Вытегра - мыс Андомский - 20 км
Мыс Андомский - мыс Муромский - 26 км
Мыс Муромский - мыс Бесов Нос - 24 км
Мыс Бесов Нос - река Водла (пос. Шальский) - 14 км
По реке Водла до п. Шальский (туда и обратно) - 10 км
Река Водла - острова Кузовцы (остров Мудр) - 30 км
Острова Кузовцы - п.Песчаное - 23 км
п. Песчаное - п. Римское - 18 км
п. Римское - п. Пяльма - 10 км
п. Пяльма - п.Челмужи (Челмужская губа) - 25 км
По Челмуской губе - 20 км
Челмужская губа - п. Пигматка - 25 км
п. Пигматка - ОровГуба - 30 км
ОровГуба - г. Повенец - 13 км
г. Повенец - г. Медвежьегорск - 28 км

Онего Западный берег:
г. Медвежьегорск - губа Святуха - 40 км
По губе Святуха (туда-обратно) - 60 км
Губа Святуха - остров Палия - 28 км
Остров Палия - п. Толвуя - 8 км
п. Толвуя - п. Кузаранда - 15 км
п. Кузаранда - п. Тамбицы - 15 км
п. Тамбицы - Вороний Остров - 10 км
Вороний Остров - п. Типиницы - 5 км
п. Типиницы - Усть-Яндома( туда обратно) - 25 км
Уcть-Яндома - о. Б.Климецкий - 5 км
о. Б.Климецкий - о-ва Кузовцы - 20 км (перешли на восточный берег)

Онего - Восточный берег:
о-ва Кузовцы (остров Мудр) - Река Водла (п.Шальский) - 30 км
Река Водла (п.Шальский) - мыс Муромский 38 км
мыс Муромский - река Андома 26 км
река Андома - река Вытегра 24 км

И далее в обратный путь

ИТОГО: 534 + 316 + 231 + 118 + 534 = 1733 км

Как и положено - велся бортовой журнал.
Дата выхода - 04 июля 1983 года.
КУРС - г. ПОВЕНЕЦ - всему свету конец

Итак, что же мы имели на борту к моменту старта ?

Продукты (записывал матрос Димка)
Курица - 1 шт
Бифштексы - 10 шт
Пепси-Кола - 9 шт
Масло топленое - 1 Кг
Масло сливочное - 1,2 Кг
Песок сахарный - 2 Кг
Мука - 2 Кг
Рис - 2 Кг
Греча - 1 Кг
Пшено - 1 Кг
Макароны - 2 Кг
Масло подсолнечное 1 литр
Лук - 1 Кг
Картошка - 20 Кг
Морковь - 0,5 Кг
Соленая петрушка с морковкой - 5 пучков
Конфеты - много
Яйца - 30 шт
Чай грузинский - 1 пачка
Чай индийский - 1 пачка
Огурцы соленые - 1 Кг
Просто огурцы - 3 Кг
Помидоры - 1 Кг
Супы различные в пакетах - 14 пакетов
Соль - 5 пачек
Батон - 2 шт
Хлеб - 5 буханок
Сыр - 1 Кг
Вермишель - 1 Кг
Сало - 0,5 Кг
Корейка - 0,5 кг
Тушенка говяжья - 3 банки
Сгущенка - 10 банок
Шпроты 1 банка
Завтрак туриста - 7 банок
Овощи с мясом птицы - 2 банки
Говядина в белом соусе - 1 банка
Тресковая печень - 1 банка
Глобус - 4 шт
Майонез - 4 шт
Мед - 1 шт
Горчица - 1 шт

Сколько было огненной воды он не описал, т.к. не владел вопросом. А ее было, и в целях экономии места и массы была она разлита по трехлитровым банкам, в которые, по мере опорожнения, помещалось варенье. А была одна бутылка и воронка. Как заканчивалось содержимое бутылки, топали на нос и затаривали ее из банки. Но конечно же не шило, а наша обыкновенная. :-)
А вот о запасах огненной воды это я поторопился написать. Это было значительно позже, когда в магазинах было шаром покати, когда все по талонам - и водка и продукты целый год и, когда почти все приходилось тащить с собой. А в1983-ем году жилось еще совсем неплохо. И не было никаких особых запасов. Все покупалось по пути следования.

Горючка
100 литров бензина
14 литров масла - в литровых банках

Оснащение
2-а 3-х килограммовых якоря - близнеца - кормовой и носовой
Конечно весла
Щелочной аккумулятор из банок по 10 а-часов. Подзарядка от Нептуна. Никаких стабилизаторов. Выпрямитель и тумблер. :-))
Бинокль - наш советский очень надежный
Приемник VEF - также надежная штука - добавлены диапазоны 19,16 и 13 метров
Фотоаппарат Зенит-В Красногорского завода + дополнительно длиннофокусный объектив
(снимали не только на черно-белую пленку, но и на слайды - немецкая пленка ORWO)
Удочек телескопов еще не было - но уже появились бамбуковые двух и трех коленные удилища
Вот спинингов было 2 штуки, подсак и блесны.
Специальный ящик для червей - могли хранится весь поход - до сих пор используем
Загрузка была офигенная. Тяжело было Нептуну Ивановичу (так мы его прозвали) - справлялся только с белым грузовым винтом (шаг 220 мм).

Средства навигации
Лоция реки Свири
Карта Онежского озера из журнала "Катера и Яхты"
Школьный компас

Карта Онежского озера из журнала "Катера и Яхты". Другие карты достать было проблемно. Все засекречено. Кругом шпионы. :-))

Красная линия - наш маршрут по Онежскому Озеру. Карта выручала не раз. Помню, в одном из походов, шли с южной части Большого Климецкого острова на Лосьи острова - расстояние около 30 км. Шли по школьному компАсу. В середине где-то минут на 20 вообще не было видно берегов - кругом вода. Очко малехо играло, но вышли четко - куда надо.
Стартуем от места базирования - Рыбацкое - наш катерный гараж - один из ряда, постройка - нахаловка на берегу Невы. До Ладоги уже не 70, как из центра Питера, а 50 километров

Эта фотка не 83 года а, похоже попозже - больно матрос здесь уже большой. И не начало похода, а конец. - нет радости на лицах. :-))



Небольшое отступление
Так что же это был за год такой 1983-й:

Наша страна – СССР.
У руля Генеральный Секретарь ЦК КПСС Андропов
Наш город - Ленинград

Некоторые на то время невзрачные события года:
IBM выпустила персональный компьютер IBM PC/XT
Американский прародитель Интернета - ARPANET меняет основной протокол с NCP на TCP/IP – живуч оказался.
Разработан протокол NetBIOS .

А вот это уже значимые и на то время события:
Выделен вирус, вызывающий СПИД
Цена на нефть от максимума (1981 год) уже стремительно покатилась вниз - до дна не так и далеко. До начала перестройки также.
Трагедия - в г. Ульяновске белый трехпалубный теплоход «Александр Суворов» врезается в пролёт моста…..

Но вернемся к описанию нашего похода. Много конечно уже стерлось из памяти. Но память поможет оживить борт-журнал.
Описание в основном будет состоять из выдержек судового борт-журнала, который вела Кэп от первого лица - отобразим это синим цветом . Ну и между делом мои комментарии и воспоминания с высоты сегодняшнего дня.

Все везем на такси в Рыбацкое и моторы в том числе. На зиму, моторы, хранили дома. Как не крутись, а сборы занимают около 6 часов и выход обычно - это конец дня - 20-21 час

4 июля 1983 года - Понедельник. Нева - Рыбацкое
В гараж прибыли в 13-30. Целый день раскладывали вещи и продукты по местам.
На борту 100 литров бензина и 14 литров масла - разлито по литровым банкам и установлено по бортам.

Подготовка к старту
Подкопали червячков не наживку и в 20-30 отошли от наших гаражей. Идем на малом - новый коленвал - обкатка.
23-45. Прибыли к Ивановским порогам. Не доходя до холма слева встали на ночевку. Место хорошее, но если ветер дует с противоположного берега, то воздух не ах - там свалка.

5 июля 1983 года - Вторник. Нева - Ивановские пороги
Подъем.

Помывка.
Как хорошо, когда низкий борт - и мыться и посуду мыть. Можно сидя, не вставая, черпануть кружечкой водички.
Легкий завтрак: 3 яйца, чай, хлеб и булка с сыром и маслом. 11-00 выходим с сторону Кировска.
14-30 подходим к Кировску. Встали на обед. Как раз за плотами - очень удобно - никакой волны.
Обед:
- суп восточный - острый с вареным мясом,
- кура жареная - цыпленок-табака с картофелем вареным - еще домашний запас,
- Салат из огурцов и помидор с зеленым луком,
- Чай с булкой.
Ну и жрать же мы, однако. В последующих походах обед соединяли с ужином. И проходил он в конце суточного пути - реально получалось где-то с 22-00 или 24 часов. Совершенно не выгодно по времени разворачиваться на обед в середине пути - большая потеря времени. А норма прохода в день при крейсерской скорости была 100 км в день. Не всегда получалось, но стремились к этому.
Отрегулировали Салют - теперь будем обкатывать.
Матрос Димка первый раз самостоятельно завел Нептун - значит уже стал большой и сильный.
18-00 отошли от стоянки. Держим курс на Кобону. Идем на малом ходу.
Спалили всего 3/4 канистры. Вынужденная остановка на Неве - 20 минут - меняли пружину газа на Нептуне.
19-40 вошли в Новоладожский канал
В истоке Невы забираем питьевую ладожскую воду. Для этого дела у нас была полиэтиленовая канистра. Ведь в то время питьевую воду в магазинах не продавали. Считалось, что из под крана течет чистейшая вода. :-))
22-00. Прибыли в Назию. Встали на ночевку.
Встали на реке Назии, как и обычно между каналом и Ладогой.

6 июля 1983 года - Среда. Новоладожский канал - река Назия
10-00 завтрак. Слопали: мясо бифштексов, салат (огурцы, помидоры, лук) и чай с булкой, маслом и сыром.
В сливочное масло долила кипяченой подсоленной воды, говорят будет вечно свежее.
И это действительно так !!! Далее это стало нашей традицией. Не помню, где вычитали этот рецепт. Также помню был рецепт по хранению хлеба - окунуть буханку в спирт и запаять в полиэтиленовый мешок. Но этот рецепт не прижился по понятной причине. :-))
11-00 отходим от места стоянки.
Ветер сильнейший. Можно сказать, вынесли катер в канал на руках.
Ну похоже здесь Кэп маленько преувеличила.
В канале не можем завести мотор - много масла.
То ли масла я перелил, толи было масло МС-20, а я его фуганул как обычно.
13-00 пришли в Кобону. Регулировали двигатель.
16-20 отошли от Кобоны. Неисправность в двигателе так и не нашли - не работает на холостом ходу на малых оборотах.
Ну и шляпа же я был тогда - всего делов-то разобрать и промыть карбюратор, но не все сразу давалось. И фильтров никаких не было между баком и движком.
Ветер дует - Северо-Запад. Радио сообщило - до 17 м/сек. Температура воздуха 16-18 град. А вчера еще было 20.
18-00. Прошли Черное. Лаву можно открывать самим. Открыли и прошли. Почтового ящика не берегу нет.
Да, связь с миром была посредством почты, телеграфа или телефона на переговорном пункте, если таковой имелся. А потому по пути следования кидали открытки.
67 км канала - протока - довольно длинная - вдали берег Ладоги.
Только это не протока, а затока - выхода нет. Обычно в таких местах стоит масса посудин. Стоять в куче мы как-то не привыкли и есть еще один аргумент - это крысы.:-))

Стояли как-то в небольшой лагунке на канале по пути от Кобоны к Черному - первый поворот направо, а мы слева. Сейчас она почти заросла травой.
Дело к ночи. Встали на ночевку кормой к берегу. И вдруг слышим по борту: топ-топ-топ - крысы - больше некому. А мы под тентом. Вдруг сунется под тент - не очень-то весело. Слышим по второму борту - топ-топ-топ.
- Окружают гады !!! И не бояться ничего.
Вдруг на вход в лагунку появился катер с фарой. Осветил нас и…. с нашего борта вдруг такое нырнуло в воду, что катер закачался. Вот такие дела. С тех пор стоим только на плаву. И не стремимся в кучу.

20-00. Встали в Дубно. Дождь шел всю дорогу и на стоянке также.
Новой широкой протоки в Дубно еще не было. Была только старая извилистая - с большими валунами на выходе в Ладогу. Встали как раз в этой протоке.
Ужин - суп вермишелевый, мясо жареное с вареной картошкой, салат.
Чай с хлебом, маслом, сыром. Булка кончилась.
Вода в протоке очень плохая. Нужно иметь с собой питьевую воду. Ночью был сильный ветер.

7 июля 1983 года - Четверг. Новоладожский канал - Дубно
Подъем 9-00. Ветер Северный - довольно сильный. Температура 14-15 град.
Солнца нет, но и дождя пока нет.
10-00. Завтрак: доели последние 2 куска мяса - залили яичницей из 6 яиц, салат, чай с хлебом.
11-20 на Салюте вышли из протоки в канал. Заводили Нептун по-прежнему на ходу. На малом не работает - неисправность пока не обнаружена.
Идем на малом - обкатка. Спалили всего 2,5 бачка от начала пути.
Вот это расход... А... ? Сейчас бы так... Или Кэп чего-то напутала.

С 92-го по 97-й км забарахлил мотор. Неисправность устранили - отошел проводок на колодке. Потеряли 30 минут.
13-30 подошли к лаве - Новая Ладога. Стоим. Идет буксир - минут через 15-20 видимо пройдем.
14-10 отошли от Лавы - прошли за буксиром.
14-30 - Новая Ладога. Зашли в магазин. Купили: буханку хлеба, батон - 2 шт, помидоры 1 Кг, пепсикола - 6 бут., вермишелевый суп в пакетике - 4 шт. = итого 6 руб. 14 коп.
При подходе на борту осталось 1,5 канистры. Встали ждем заправки.
Немного поясню, что значит "ждем заправки". Поднялись вверх по Волхову за автомобильный мост справа (по ходу). На бензоколонках тогда за деньги бензин не продавали. Только по талонам. В основном все катерники "стреляли" бензин. Т.е. выставил канистры и ждешь когда подвалит грузовик какой. Или стоишь как пень на трассе и машешь. Далее в кусты и переливаешь из бака в канистры. Инструмент - шланг. Подсос - через рот. Вот такие были времена. :-))
15-45 взяли 4 канистры по 3 рубля. До бензоколонки метров 300 - пехом за маслом - но масла не оказалось.
17-05 вошли в канал при Северном ветре.Север не хило раскачивает Волхов. Шли без тента - нахватались "нормальков" - накат через нос в кокпит. На таких волнах идти лучше под тентом. Все переоделись и как огурчики идем далее по направлению к Свири. Легкий перекус: салат, чай с булкой, маслом, сыром.

Вот и Свирь-Матушка
20-45 вошли в Свирь.
22-15 встали на ночевку в заливе Томик. Ужин: салат, мясо с луком типа Ланченмит 1 банка с вареной картошкой типа пюре, суп вермишелевый с мясом.

Да... На то время традиции встречи с матушкой Свирью не было. Вышли из канала и вперед вверх по Свири.

Похоже на фотке - залив Томик, но могу и ошибаться

Лоция Свири - помечено место стоянки

8 июля 1983 года - Пятница. Река Свирь - Залив Томик
Подъем 10-30 - поздний. Попробовали ловить рыбу - конечно в это время уже не клюет. Завтрак: остатки картошки с мясом залила 3-мя яйцами - получилась довольно вкусная яичница, чай, хлеб, булка, масло, сыр, - каждому по соленому огурцу.
На то время залив Томик был на входе поглубже. Стояли где-то на 2-х метрах. Наблюдали, как волна от проходящих самоходов гуляет по мелям залива. Сейчас там уже не встаем - может вертануть.
13-05. Вышли из залива Томик. Вперед. Двигатель не хочет работать на малых. Причина не выяснена. Идем на полном. Обкатка практически прошла. Утром солнца нет. Температура 15 град. Ветер Северо-Восточный. Жары нет, хорошо хоть дождя нет.

14-00. Мотор скинул обороты. Подошли к берегу. Неисправность не обнаружена. Пошли дальше. Через полчаса встали капитально. Почему сбрасывает скорость - не ясно. Малый ход на холостых отсутствовал потому, что засорился жиклер. Отрегулировали.
Ну наконец то.... обнаружил.... Называется - дошло через заднее место.... :-))
18-05 вышли дальше.
19-30 Лодейное Поле. Почта работает до 19-00. Телеграф работает. Автомат-Ленинград - вечером много народу. Ждать не стали - опустили открытки.
20-10 отошли от Лодейного поля.
20-55 подошли к шлюзу. Сидим.
Поясню, что значит "сидим". Подходим к месту, указанному для отстоя маломерного флота. Поначалу был сооружен небольшой плавучий пирс из бревен. Можно было зашвартоваться и спокойно ждать сигнала дежурного. Потом этот пирс развалился и зацепиться можно было только за неровности стенки. Вот так стоишь и глазепаешь на дверь дежурного, когда он из нее вылезет и махнет тебе рукой - заходи мол - и по ходу крикнет номер рыма. Почему не поставить было в месте отстоя громкую связь - не понятно.

21-45 отшлюзовались. Стояли рядом с большой самоходкой у первого рыма - правым бортом. При окончании подъема катер чуть не развернуло к воротам. Надо бортом вставать ближе к стенке.

22-30 подошли к реке Яндебе. Решили попробовать взять бензин. Так поздно, да еще в пятницу - дело бесполезное.
Как же это - "попробовали взять бензин" ?
А это - топаем по Яндебе до автомобильного моста. Примерно 2 км вверх по реке. Встаем у моста. Канистры в руки и наверх на трассу. Поднимаешься в горку, где есть съезд с трассы в лес. Стоишь, как пень и машешь проходящим грузовикам.

Встали на ночевку в 23-30. Съели ужин из макарон с ланченмитом, - это вкуснее, чем с картошкой. И, наконец, легли спать.

9 июля 1983 года - Суббота. Свирь река Яндеба
10-40 стоим у моста на Яндебе - хотим взять бензин - тяжелое это дело. Простояли 2 часа - безнадежно. Пообедали у моста. Машин нет, бензина нет. Решили ждать до понедельника. Да, в субботу, "стрелять бензин" дело почти безнадежное.

15-30 отошли на Салюте.

Далее идем на веслах( Матрос Димка) - отдыхаем...

Ох и любитель попозировать.... :-))
Ловили рыбу - ничего не поймали.
22-30 подошли к месту ночевки. Поужинали макароны с ланченмитом и чай. Доели последние соленые огурцы.

10 июля 1983 года – Воскресенье. Свирь, река Яндеба
Встали в 9-30. Вышли на берег. Матрос спит.
И правильно делает, дабы не мешать нам..... :-))
Устроили общую помывку. Позавтракали. Вышли из нашего заливчика на другую сторону на веслах. Жара... Первый жаркий день. Сидим голые - плавимся. Солнце жарит. Ветер Северо-Восточный. Температура воздуха 22-25 град. Сегодня отдыхаем. Завтра с самого утра за бензином.

Вот про источник ключевой воды мы ничего не знали. И решили, что на дне реки Яндебы вода должна быть холоднее и чище. А жарища... Матрос Димка получает от боцмана приказ - нырнуть с канистрой и набрать там воды. Может приказ и глуповат, но надо выполнять.

Матрос в тельнике плывет на середину реки. Ныряет, видимо на дно. Набирает воду и, черт эдакий, теряет пробку от канистры.
Ну что же это такое ? А.. ? - за потерю пробки (а другой нет) получает наряд на кухню – помывка посуды. Да.... строг был Боцман.... Матрос наряд отработал. Пришлось сделать пробку из пенопласта, что "не есть гут".

11 июля 1983 года - Понедельник. Свирь река Яндеба
Подъем в 9-30.

Укладка после ночевки.
В 10-15 вышли с места стоянки. Жара страшная. Ветра нет. Температура воздуха с утра 25-27 град. В 11-00 подошли к мосту на Яндебе. Участь наша - до упора ждать бензин.
Да..., а без бензина уйти нельзя. Там... - далее - стрельнуть будет сложнее.
А система с бензином была талонная. Официально - покупай в Питере талон по 6 руб. за канистру. Дороговато... Да и талоны только на один год. Были еще гос. талоны. Два варианта: с печатью и без печати. На гос. талоны могли и не налить. Бывает и купил бы за деньги по 6 рублей на колонке, но не продадут.
Так что у водилы сегодня по 3 рубля или на колонке за талон по 6 - но канистра она и есть канистра - 20 литров... :-))))
А бывало и так - пока шли туда (начало похода) на талон можно было купить канистру, а когда шли обратно цены скакнули и можно было купить только половину канистры.
Или, помню, прихожу на заправку в Кировске - а мне ответ из окошка - только 10 литров в одни руки. Пришлось запускать Кэп на еще одну ходку за 10 литрами, что совсем дико и необычно для нее - ну дотащить еще не проблема, а вот вставить пистолет.... :-)) Вот такие сюрпризы преподносила страна ... :-))
Машины ходят не очень часто. Миша с Димой(Боцман и матрос) собираются на дорогу. Простояли до 13-00. Взяли 2 канистры. Далее в 14-00 взяли 2,5 канистры по 3 рубля.
Вот так - убили на этот бензин 2 дня похода...
А сейчас даже и мысли не возникает стрелять бензин. Пошел на колонку - купил за деньги и нет проблем. А еще того пуще - заправка на воде. Это вообще из области фантастики. Весь процесс занимает минуты. И топай дальше. А... ? Испытали в 2009 году. Просто в шоке... На радостях хотелось заполнить бензом все емкости на катере - во время остановился. :-))
17-15 вышли из Яндебы вверх по Свири по направлению к следующему шлюзу.
Яндеба – 87-ой км Свири. Шлюз – 125-ий км - г. Подпорожье. Не так и далеко. Стараемся проходить этот участок без остановок. Напротив Подпорожья поселок – Ольховец. Там хороший сельский магазин на берегу - всегда покупали молоко. Сейчас уже этого магазина нет. В Ольховце купили: хлеба буханку, батон, 1 Кг сах. песка, - итого 1 руб. 30 коп.
20-45 вышли из шлюза. Шлюз прошли сразу - не ждали нисколько. Стояли за двумя белыми пароходами на последнем рыме №13

22-45 прибыли на Ивинский разлив. Остановились на плаву в начале разлива. Мише было не очень хорошо.
Встали мы похоже перед Щель-островом. А "не хорошо было" - хлебнул водицы забортной. Черпанул кружечкой и хлебнул. Вообразил себе, что Онего не так далеко - вода уже чистая - и можно пить. Вот - таки дела...
Храните деньги в сберегательной кассе, если конечно они у Вас есть, - а ВОДУ ПЕЙТЕ ТОЛЬКО В ПРОВЕРЕННОМ МЕСТЕ !!! :-))
Вообще то моя животина нормально воспринимает смену воды, но только на чистую....
И еще, - только сейчас сообразил - сработало число 13 (рым №13 при шлюзовании)

Миша принимал таблетки. Боли в животе. Дала сначала анальгин со стрептоцидом, а к середине ночи левометицин.
Вот такая Аптека :-)))

12 июля 1983 года - Вторник. Свирь - Ивинский разлив
Стояли на Ивинском разливе. Мише стало лучше. Целый день принимал левомитицин - через каждые 2 часа. Ловили окуней в бухте егеря Киллера. Такая у него на борту была надпись - Киллер. Клев начался в 22-00. Закончился в 23-20. Первый улов: 9 штук - поджарили и съели, штук 7 засолили. На ночь решили не закрываться полиэтиленом, а только марлей от комаров. Уснули. В 6 часов пошел дождь. Пришлось встать и закрыться.

Сверху закрываемся тентом. Но ткань, не то что сейчас - заграничная. Тент конечно подтекал. И закрыться "по полной" - это значит: тент, сверху полиэтилен и далее марлевый колпак. Но, сами понимаете, под полиэтиленом это как в парнике - сыро и дышать нечем. Если просто дождичек накрапывает, то можно пережить, а если пошел полив, то без полиэтилена никак. А тент мы уж чем только не промазывали. Помню, растворяли свечки в бензине и пропитывали. Становилось, конечно лучше, но не надолго.

13 июля 1983 года - Среда. Свирь - Ивинский разлив
Встали в 9-00. Опять солнце палящее, ни ветерка. Жара градусов 25-27 с утра. Тени нет. Миша вроде отошел совсем. Да вот так Кэп и написала в борт журнале - "отошел совсем" -однако :-))
Пойдем дальше.
12-00 выходим из залива егеря Киллера на малом ходу.
Вышли на форватер и
в 14-30 подошли к Красному Бору.

Копаем червей у бывшей бани в Красном Бору.

Вот так формировались плоты. И потом буксир тащил такой плот в Питер со скоростью 2-3 км/час. По ходу бревна бывало отцеплялись - так и рождались топляки.

Зашли в магазин на левом берегу. Купили: яйца 10 шт-1р 30 к, печенье овсяное 500 г - 90 коп. Накопали червей целый ящик. Пошли к магазину на левом берегу. Купили колбасы по 2р30к -1 Кг, 1 батон – 13 коп., спички -5 коробков, вино 1 бут. – 2р90к.
Не правда ли – цены-то какие ? - совсем смешные. Да… рубль был весомее, даже очень весомее, чем сейчас.

17-00 Подошли к Вознесенью.

В магазине купили 3 бутылки молока.
18-00 прошли лаву.
22-00 встали на ночевку в протоке. Среди прочих рыб матрос Димка поймал хорошего язя.


14 июля 1983 года – Четверг. Онежский канал, Протока
Приготовили и съели вчерашнего язя – очень вкусный. Окуней засолили. Идем к Вытегре.
14-30 подошли к городу Вытегра. Зашли в магазин купили молока 1 литр по 20 коп., хлеб, булку, 3 кренделя, 4 сочня и ватрушку, варенье клюквенное 1 банку. Ходили на почту. Автомата с Ленинградом нет. Заказ ждали 20 минут, но никого не оказалось дома.
В магазине около бани теперь водку не продают.

Не скажу, что мы особые любители выпить, но водка должна быть на борту, как и ром на корабле. А выпить… это мы только перед обедом маленькими стопариками с обязательными и произвольными тостами.
Наши обязательные тосты:
- За двигатель Нептун
- За катер
- За вспомогач Салют
А далее шли тосты произвольные.... :-))

При подходе к Вытегре на борту остался 1 бак (20 литров) бензина. Взяли 4,5 канистры и 13 литров масла. Масло по талонам, бензин по талонам со штампом – без штампа не берет. Доплачивать не надо – гос. талоны.

А заправка была прямо у воды недалеко от нефтебазы и работала там очень приветливая бабулька в платочке. Мы ее прозвали бабулька-пирожок, уж больно была похожа на только что испеченный пирожок. Но закрыли потом эту заправку. А ведь была, пожалуй, единственная заправка прямо у воды.

16-45 отошли по направлению к Онежскому озеру.
17-45 вошли в протоку около озера. В Онего не выйти, ветер Северный, волна большая, будем ждать у моря погоды. Сегодня уже жары такой нет. Температура воздуха 15-16 град. Целый день пасмурно, временами идет мелкий дождь.

15 июля 1983 года - Пятница. Устье Вытегры, Протока
Ранний подъем. 6-00 - вышли с места стоянки. Ветер поменялся на южный. Через 30 минут задул восточный. Волны есть, но идти можно. Пошли. 7-30 зашли в речку Андому . Что-то забарахлил мотор.
Сейчас-то понимаешь, что все элементарно, Ватсон – пошли по волнам, в баке всколыхнуло грязь и опять забивает карбюратор. Фильтров то никаких не было.
Погода вроде шикарная. Солнце светит. Сейчас 20 град. тепла. Сидим на Андоме.

Что уж я там делал с мотором – не помню конечно.

Не все проходило гладко...
Да..., форма одежды - обычные советские ватники - универсальная вещь. Холодно - одел. Жарко - Не жалко бросить на палубу, землю или камни и плюхнуться не него сверху.

Пока я возился с мотором Матрос тренировался с примусом Шмель. Эх... уже ранее писал, - отличная штуковина и именно старой конструкции с рогульками. Как то позже приобрели газовую плиту - НЕ... ни в какое сравнение, да еще и баллоны с собой таскать.

Ну прямо сущий ангел.... - Матрос Димка :-))

А Кэп наблюдает за волной на Онего
9-00 вышли из реки Андомы.

10-03 прибыли на Муромку.
Однако ход был ничего.

Походили по Муромскому монастырю.

Это я - Боцман Миша. Форма одежды - рабочая - походная. :-))


Матрос десантируется на берег

Кэп с Матросом

Муромский монастырь
Сейчас совсем не так - возрождается монастырь http://eparhia.karelia.ru/mmmnew.htm


Но было то как.... А... ? ( http://eparhia.karelia.ru/mmmnew.htm)
Вот здесь описана история Муромского Монастыря http://georfed.narod.ru/texts/Monastir.htm
А вот здесь интересные фотки http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=78054

Погода отличная. Ветер восточный. Онего совсем успокоилось. 11-00 входим в реку Муромку. Тепло, сейчас на солнце 22-25 град.
Надо добавить, что восточный ветер – это ветер с берега. Этот ветер как всегда сухой и теплый.
12-50 находимся в Муромском озере. Ветер задул западный.
Провели ревизию консервов на борту:
3 банки - говяжья тушенка<
1 банка - глобус ланченмит
4 банки - завтрак туриста говяжий
1 банка - завтрак туриста свиной
2 банки - цыпленок
1 банка – мясо в белом соусе

Пообедали, ходили в лес – черники так много, что даже и неизвестно с чем сравнить. Весь лес сине-черный. Людей…. - никого.

Пошли в реку Муромку ловить рыбу. Клев начался в 21-00 – закончился в 23-00.
Наловили плотвы 48 штук и окуней 14 штук. Сколько вялить не знаю, не взвесила и стала сразу чистить. 24-00 встали на ночевку в речке Муромке.

16 июля 1983 года - Суббота. Онего, река Муромка

Сегодня день святого лентяя. Проснулись в 11-30. Ветер южный сильный. Температура воздуха 25-27 град.

Укладка постели - белые простыни и пододеяльник - это уже стало традицией. Постельные принадлежности заворачивались в полиэтилен и хранились на заднем сиденье.

Матрос еще не проснулся - спит на ходу...

Вот любитель поспать.... Тетеря сонная...

И пока идет перестройка кокпита с ночного варианта на дневной, Матрос давит клопа уже на носу

Вода холодная, не купаемся. Отошли по Муромке на песочек. Профилактика двигателя, починили Салют – сломался краник.Опять жарили плотву. Еще осталось на две жарехи. Вкусная – жуть. Суп варила домашний.
В 18-00 пошли на Гакугсу. Еле нашли вход.

В 18-40 были в деревне. Зашли в магазин. Купили: водки -2бут (12р40к), ветчина – 1банка (5р), говяжья тушенка (3р80к ), вино сухое (2р55к), буханка хлеба (20к). Итого 23 руб. 95 коп. Осталось 162 рубля на 30 дней.
Да… деньги на поход откладывались целый год. Не такие большие заработки были у нас.
Да и на сегодня почти также. Только раньше, кроме похода, бывало еще раза два ходили из Питера к Ладоге на канал, то сейчас только один раз – в поход и, более уже никуда не ходим. Но, как и раньше, так и сейчас водномоторный отдых не сравнится ни с каким другим.
Один мужик в деревне обещал талоны на бензин на 100 л за 10 руб – в результате брать не стали, да и по всему видно, что жалко ему, да и пьян он был совершенно. Уходим с реки Гакугсы обратно на рыбную ловлю 20-00.
21-00 встали на рыбалку на старом месте. Выпили бутылочку сухого вина.
Ветер Южный, дует с Онеги.
Уже потом обнаружили закономерность. Если ветер дует в берег, то река течет из Онего.
В этом случае клева нет. А вот если река Муромка течет в Онего, то рыба есть.
Раньше в устье Муромки был каменный мол и остатки пристани на нем. Можно было пришвартоваться бортом и закидывать удочки. Вот мы и ловили рыбу у самого мола. Сейчас от пристани не осталось и следа. Мол тонет в песке, а устье забивается, образуя на входе песчаный бар, через который не так-то просто перелезть. Кругом мели и, - рыбу здесь уже не половишь. Да и цивилизация наступает и наступает… И совсем, совсем не заповедный уже это уголок.... А жаль....

Copyright 2011 Поход на катере Питер - ОНЕГО - Медвежьегорск - Питер - 1983 г.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free