1.5. TOYOTA 1G-FE - катер С-54 + Водомет от Бориса Максимова - 1.5.2. Двигатель Toyota 1G-FE на катере С-54 + Водомет Часть 2

Создано 10.07.2009 Обновлено 16.12.2014

Окраска
Первым, что меня волновало это ужасный цвет катера и краска неизвестного происхождения. Как мне помнится, отец использовал какую-то краску для бассейнов!!! Для катера!!! Но его можно понять – тогда в продаже не было ничего специального. Сейчас выбор довольно большой (я о Москве), International , Boero , Hempel, Nautix и т.д. По совету ребят из www.boat-tuning.ru (также выполнили окраску) я выбрал Boero – меньший расход, лучшее качество и т.п. Что касается ребят, то качество было на 4 или даже 4 с минусом, но следует понимать, что мой катер не был приготовлен к окраске лучшим образом, поэтому качество меня устроило. Не советую самостоятельно красить, т.к. это очень ядовитые краски (глаза слезятся, ни говоря уже про нос) – лучше поберечь свое здоровье. Также хочу заметить, что краска и работы довольно дорогие на мой катер около 100.000 рублей (при курсе доллара около 25 р.), надеюсь, это будет оправдано. Следует заметить, что днище катера по уровню ватерлинии покрывается специальной краской, как правило, черного цвета, которая называется необрастайка для предотвращения засорения корпуса водными организмами и растениями, необрастайка обновляется каждый сезон, т.к. ядовитые вещества в ее составе имеют свойство «испаряться». Наверное существуют и российские краски, но я с ними не сталкивался.
Если вы решите сами окрашивать свой «корабль», то на сайте www.hempel.ru (или через поиск в Интернете)есть детальная инструкция выпущенная в 1997 году, которую по аналогии можно также использовать и для других брендов.

До покраски

После покраски




НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОТДЕЛКИ
Здесь начинается самое интересное с точки зрения моих поисков. В Москве существует несколько крупных магазинов где можно приобрести разные примочки для катеров: Moreman (Мореман), Czar (Царь) и IGC marine (ярмарка Славянский мир), остальные либо при клубах на Дмитровке или слишком мелкие. Цены везде нереальные, товары преимущественно из Европы и немного из Китая. Иногда конечно случается, что можно купить какую-нибудь мелочь недорого, но это большая редкость. Также никогда не получается купить все в одном месте ассортимент у всех очень разный, поэтому приходится обходить все магазины. Что касается цен, то ребята склоняются к тому, что яхты и катера это удовольствие для богатых, поэтому ассортимент вроде товаров от Vetus и некоторых итальянских производителей просто поражает своей ценой. Я не очень многое успел купить у наших российских продавцов, поэтому расскажу несколько советов по отдельным группам оборудования и материалов.

Обивка салона (винил или винил с подкладкой)
В Москве есть несколько фирм продающих эти материалы цены довольно высокие, тем не менее, есть неплохие варианты у фирмы, которая находится перед выездом на новорижское шоссе (перед МКАДом), однако я поступил проще и купил на рынке обычный мебельный винил и специальный клей. Можно заказать через американские магазины, например www.yourautotrim.com или www.defender.com . Получилось далеко не идеально, но чисто и практично. Хочу заметить, что оклейка салона винилом очень тонкая работа и требует большой аккуратности, которой у меня не было. Также важно понимать, что винил без подкладки (синтепона или поролона) не будет выглядеть прилично – будут видны множественные ямки и неровности даже от неравномерного распределения клея. Поэтому совет либо отдайте спецам, либо берите винил с подкладкой – он дороже, но может сэкономить ваше время и терпение.

Половое покрытие (нескользящее) и лента
В Москве видел что-то от Vetus , но цена была нереальной, поэтому заказывал из Америки www.defender.com клеится специальным клеем, но я использовал «Момент».

Нержавейка (шурупы, болты и т.д.)
Очень нужная, но дорогая амуниция. Сразу скажу, что брать на рынках не очень выгодно – цены заряжают по 30-50 р. за болт М8 – 50 мм, исключение был рынок в конце Дмитровке, но давно там не был, в вышеуказанных московских магазинах тоже невыгодно, только если приспичит. Как выход бродил по Leroy и OBI и находил нужные болты и шурупы по 30 р. уже за 2-3-5 штук, т.е. дешевле в 2-3 раза, но выбор небольшой. Как вариант, заказ комплектов из Америки или через крупные сети в Москве вроде «Эльнар» или «Суперболт».

Нержавейка (такелаж, утки, роульсы, петли, леерное ограждение)
В основном все брал в Америке, цены раза в 2-3 дешевле, но с крупногабаритными сложно, т.к. пересылка накладная + таможня может докопаться. Таким образом, в России я брал только леерное ограждение.

Сидения, столы
В Москве цены нереальные, только Америка (см. ссылки выше).

Электроника (внешнее освещение, компасы, GPS , эхолоты, помпы, рации и прочее)
Брал все из Америки – очень большой выбор, многое можно взять от обычного автомобиля.

Привальный брус
В России просто нет в наличии или продается от 50 метров с 200% накруткой. Я брал привальный брус от фирмы Taco , одного комплекта (с шурупами) хватило на весь катер.

Рули и системы управления двигателем
В Москве дорого и выбор небольшой. Рычаги управления газом брал в США.

Водоотливной насос
Не знаю как насчет случайного наезда на айсберг как в «Титанике», но электрический насос реально нужен. У меня катер немного постоял с открытым верхом и я потом вычерпал около 50 литров воды. 1600-2000 литров в час это вполне нормально для моего катера (5,5 на 2 метра).

Тенты для хранения и ходовые тенты
В Москве и Питере много фирм изготавливающих тенты, но цены от 30.000 рублей, в США от 150 долларов, а если катер обычной формы (стреловидной), а не как квадрат у меня, то вообще можно найти готовые комплекты по любому размеру.

Спасательные жилеты
Фирма «Опыт» Москва – дешево и сердито.

Люки и стекла (боковые и лобовые)
От Vetus и итальянцев крайне дорого, можно найти на американских сайтах менее дорогие или изготовить в России http://www.luksor.ru (Казань) будет раза в 2 дешевле чем Vetus . Я вообще пошел по самому простому пути – лобовое стекло у меня вместе с рамой от классики ВАЗ, а боковые рамы выполнены из дерева (фанеры), а стекла из оргстекла. Люки также из оргстекла 0,9 см. Да, не очень круто, но оргстекло в конце концов не бьется и его можно отполировать с помощью специальной пасты.

Прочие элементы двигателя и его систем (метизы, приборы, аксессуары и т.д.)
В Москве лучшими магазинами запчастей, я считаю, «Планета Железяка» и «Автокэмп» - остальное все ни о чем, рынки также полный бардак. Такие варианты, как Горбунова и ему подобные это на любителя походить по мелким спекулянтам, впрочем, везде есть исключения.

Американские магазины
Из американских сайтов можно выделить:
http://www.discountmarinesupplies.com/
http://www.overtons.com/
http://www.boatersworld.com
http://www.cabelas.com
http://www.westmarine.com
http://www.boatstoreusa.com
http://www.boatbandit.com/
www.ebay.com
В принципе на них есть все для оборудования катеров.

Замечания
Для покупки в Интернет вам нужны специальные платежные карты Visa или Mastercard (нужно уточнять в вашем банке)
У Российской таможни есть ограничения на стоимость товаров, т.е. есть пределы на беспошлинное прохождение. Для товаров, которые доставляются через международных курьеров вроде DHL , TNT , UPS и т.д. это 5.000 рублей (с учетом стоимости доставки), т.е. если товар стоит более 5.000 рублей, то вам надо будет его растомаживать 30% от стоимости + услуги таможенного брокера – если хотите все сделать без нервов (около 100 долларов), если вы доставляете товар при помощи государственной почтовой службы, например USPS , то ограничение 10.000 рублей. Для снижения стоимости пошлины или ее обхождения можно просить продавца занижать стоимость товара в накладной (очевидно, что такое может пройти только для небольшого количества товара).

Не все магазины в США поставляют товары в Россию, в таком случае можно использовать сервис www.myus.com , который наделяет вас виртуальным американским адресом (адрес этой конторы), товар приходит туда, затем они пересылают товар вам за комиссионные с использованием DHL. В среднем доставка товара с их помощью происходит через 3-5 дней после покупки его в США. Если делаете покупки в США и посылаете их с помощью данного сервиса, то разумнее покупать много маленьких и легких товаров и объединять их в одну посылку – это будет максимальной экономией, иначе невыгодно. Средняя цена за пересылку 1 кг товаров в Россию при помощи Myus около 30-40 долларов.

Тарифы государственных почтовых служб значительно дешевле, но очень немногие продавцы товаров сотрудничают с ними – неужели как «Почта России» на которую идти нет желания из-за первобытности процесса отправки? Иными словами если вы нашли товар в США и фирма-продавец готова отправить его при помощи, например, USPS , то считайте, что вам повезло.

Прицеп
Мне достался катер без прицепа, когда я узнал стоимость новых российских прицепов и иностранных я предпринял попытки найти б/у, но как оказалось это очень сложная задача, т.к. прицепы, как правило, остаются при катерах. Из российских я видел только МЗСА и Ступинский, из иностранных Siegel.

В итоге взял Ступинский 82980С – только из-за оптимальной цены и характеристик (размеры), отдал около 100.000 рублей, МЗСА стоил где-то на 15% дороже, а немецкий где-то на 50%. Покупал в http://www.mirpricepov.ru/ на Дмитровском шоссе. Немного слов о прицепе (плохих), думаю, что это также касается и других прицепов производства России:
Окраска очень плохая, после 200 км по дорогам и 3 месяцев в гараже отдельные «оцинкованные» части поржавели;
Опорное колесо крайне слабое – мягкий металл и в месте крепления к раме – под нагрузкой оно гнет раму – я заменил на более мощное от другой фирмы и сделал подкладку из стали под крепление к раме;
Ролики на которые закатывается катер гнутся, т.е. металл скоб которые держат ролики очень мягкий – лечение замена родных на толстые металлические;
Лебедка – сразу в утиль, кажется, произведена в Китае, рвет резьбу (зубцы) сразу. Поставил более мощную с зубцами с двух сторон.

ИСПЫТАНИЯ
Вот наконец и наступил момент когда впервые с 1998 года катер был поставлен на воду. Уже август, а я только более или менее разобрался с двигателем и установил водомет, осталось еще доделать обивку салона и установить внешние аксессуары, но у меня уже не было терпения, поэтому 9 августа 2009 было решено экстренно поставить катер на воду несмотря на массу недоделок.
Первое, что у нас сразу стало проблемой это найти подходящее место для испытаний, т.к. водоемов в Подмосковье много, но подъезды везде, как правило, ужасные. Также не хотелось ехать куда-то далеко. Более того, мой кроссовер Mitsubishi Outlander XL несмотря на мощный двигатель совершенно бесполезен на бездорожье. В итоге мы нашли небольшой водоем рядом с г. Истра.

Спуск состоялся без особых проблем, дно водоема оказалось очень плотным и не проваливалось под колесами прицепа. Мы не стали полностью загонять прицеп в воду, опять же по причине отсутствия полноценного джипа,

поэтому катер пришлось сталкивать с прицепа собственными руками. Сразу после спуска катера в моторный отсек начала поступать вода?! Все просто... Мы не закрутили все болты крепления водомета, поэтому вода медленно, но струилась. Мы не стали придавать этому большого значения (благо в запасе была механическая помпа) и продолжили испытания.

Выжав сцепление, я завел двигатель, оттолкнулся от берега и... Медленно отпустил сцепление... Двигатель заглох... Новая попытка, полный газ... Поплыли... Сначала я шел на медленных оборотах, дабы оценить поведение катера на воде и понять особенности управления водометом... Честно, первое впечатление (по сравнению с вождением автомобиля) нет тормозов и вялые реакции на повороты руля... Последний раз у меня были такие впечатления после управления самолетом ЯК-18... Летит, а куда не понятно.
По ходу движения выяснилось, что мы не закрепили двигатель на амортизационных подушках и он сильно вибрировал. Также я специально ослабил затяжку спрямляющего аппарата водомета, чтобы винт хорошо разработался в трубе и ничего не цеплял. В реальности КПД водомета заметно снизился из-за просачивания воды между винтом и спрямляющим аппаратом – был целый фонтан. А тем временем, вода в моторном отсеке продолжала набираться.

В процессе испытаний нам приходилось несколько раз останавливаться чтобы откачивать воду – неприятный косяк.

Далее я попробовал раскрутить двигатель на максимум... В итоге из запланированных 40-50 км/час я получил только около 15-18 км/час. Почему так медленно?! Причин, скорее всего, несколько и пока не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует напомнить, что я намеренно не затянул водомет, поэтому были потери в давлении напора воды. Насколько они были значительными, сложно точно оценить, но думаю, около 10-15%.
Также причиной того, что двигатель не раскручивался до требуемых 4000-5000 оборотов (реально крутил где-то 2000-2500) скорее всего неверная настройка зажигания, т.е. с одной стороны я вроде использовал стробоскоп и настраивал все по науке, но вместе с тем, например, регулировка центробежного регулятора УОЗ (в трамблере) производилась специалистом на глазок и возможно он не совсем попал в точку. Еще мне не понравилось, что стробоскоп в процессе регулировки давал «проскоки» похожие на отсутствие искры на определенных оборотах. Моё предварительное заключение по данной проблеме – это низкое качество сборки трамблера от ГАЗ-52 и необходимость перехода на бесконтактное зажигание. Теперь возникла задача, где найти трамблер с БСЗ на 6 цилиндров?! Или как переделать мой трамблёр в БСЗ?!

Отдельного внимания заслуживает карбюратор. В первой части моего рассказа было указано, что использую расточенный карбюратор от 21073 (диффузоры 24 х 26). Есть риск, что несмотря на расточку этого карбюратора, его всё равно не хватает для раскрутки 2-х литрового 6-ти цилиндрового двигателя. По крайней мере, у меня был конкретный «затык» по разгону двигателя под нагрузкой. Я разгонялся до 2000 оборотов, затем двигатель начинал затухать, а 2-я камера почему-то не открывалась, затем я вытаскивал подсос до упора, затем отрывалась 2-я камера и двигатель набирал ещё 500-700 оборотов. Я рассказал все это карбюраторщику, но внятного объяснения пока не последовало. Ребята на форумах подсказали, что, скорее всего, это «маленький» карбюратор, нужен 4-х камерный типа PIERBURG (или русский аналог К135). Пока думаю, но логика здесь определенно присутствует.

Кроме того, я слышал, что иногда двигатели при недостаточной мощности (под конкретный водомет), могут иметь «эффект прыжка», когда катер может идти на низкой скорости некоторое время без ускорения (но на полном газу), а потом сделать «прыжок», т.е. раскрутиться до более высоких оборотов. Я такого эффекта не достиг, т.к. не имел возможности прогнать катер на длинное расстояние, у меня были отрезки по 100-200 метров. В процессе испытания еще порвался ремень генератора, т.к. мы ошиблись в количестве ручейков при его покупке, поэтому мы остерегались заплывать далеко.

В ходе испытаний возникла также проблема с охлаждением двигателя, т.е. после 20-30 минут испытаний он начал греться, несмотря на охлаждение забортной водой. Здесь, на мой взгляд, виною является ошибка в проектировании системы охлаждения, у меня выпускной коллектор охлаждается тосолом, а не забортной водой. В следующий раз пущу дополнительный канал с забортной водой напрямую в коллектор.

Еще одна проблема, обнаруженная мной в процессе «заплывов», была связана с конструкцией моего водомёта. Поскольку винт водомёта конструктивно не имеет защитной сетки, я подцепил где-то конкретную такую корягу, хорошо, что она не успела обломать винт. Совет – водомет с защитной сеткой надежнее в российских условиях.

Где-то в Интернете я читал, что 1G-FE не очень хорошо идет для конвертаций – якобы слабоват и у него неоптимальный крутящий момент... Мне кажется, что все зависит от грамотного выбора водомета и настройки двигателя. В моем случае, по первым ощущениям водомет с диаметром рабочего колеса 240 мм, который рассчитан на 90 л.с. (двигателя ГАЗ 53) немного крупноват для двигателя 1G-FE. Я конечно попробую перенастроить зажигание и покрутить карбюратор, но если катер не разовьет требуемые 30-40 км/час (выход глиссер), то, скорее всего, надо будет менять карбюратор или винт водомёта... Или специалиста.

Общие выводы по 1-му испытанию катера:

1) Однозначно проверять герметичность корпуса до и вовремя испытаний;
2) Обязательно иметь с собой механическую или электрическую помпу;
3) Проверить карбюратор/впускной коллектор на наличие подсосов воздуха, т.к. они серьезно снижают КПД двигателя;
4) Иметь лебедки и тросы для вытаскивания катера из воды;
5) Карбюратор ДААЗ 21073 может быть «слабым» для двигателя объемом 2 литра (6 цилиндров);
6) Зажигание – однозначно необходим переход на БСЗ, но про запас иметь КСЗ;
7) Иметь запасные ремни приводов генератора, помп и т.д.;
8) Винт водомета лучit закрыть защитной сеткой;
9) 1G-FE либо слаб для водомета 240 мм (4 лопасти), либо зажигание и питание двигателя плохо настроены.

Теперь жду открытия нового сезона...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ !!!

Copyright 2011 1.5.2. Двигатель Toyota 1G-FE на катере С-54 + Водомет Часть 2 - Страница 2.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free