2.2. ДОКАТКА Yamaha 8C на катере Амур 3

Создано 04.10.2015 Обновлено 16.04.2017


ЗАДАЧА

Задача:
А хотелось бы, чтобы работал надежно, как иномотор и чтоб устойчиво и без дрожи в коленках - на малых, и чтоб управлять можно было, не сидя на облучке и держась за палку, как сейчас, а с места управления, и чтоб электостартер и чтоб АКБ заряжал (4-5 Ампер), как на ходу, так и на стоянке (электрогенератор). А... ?
была сформулирована ранее см. Докатка на катере Амур 3.

Запад имеет свое имя для докатки - Kicker motor.

В качестве докатки вместо Ветерка 8 решено использовать лодочный мотор Yamaha 8C 6G1 UL.
UL - супердлинная нога = 635 мм

Поначалу были мысли модернизировать Ветерок 8:
-установить на него маховик и зажигание от Yamaha 8, что вроде как даже было и возможно, но подвернулся недорогой вариант мотора Yamaha 8 1987 года. Старенький конечно, но еще потарахтит.
И.... - прально сделал.
После ознакомления, небольшого ремонта и профилактики, понял, насколько продуманнее и рациональнее заделан мотор по сравнению с Ветерком.

Технические данные мотора, процесс ремонта и модернизации смотрите в отчете  Yamaha 8C - Инфа

Здесь опишу внедрение мотора Yamaha 8 на катер Амур 3.


Выносной транец

Транец используем тот же что был и под Ветерком 8

Необходимо выбрать новое местоположение транца и заделать повыше транцевую доску.

Вот оно поле для деятельности. Сюда и будем примерять докатку.
Почему на правый борт ? - потому как крен под основным мотором идет на левый борт.

Для облегчения примерки у мотора снимаю башку и редуктор.

Место крепления.

Видно, что угол крепления надо изменить - отклонить транец назад.

Докатка хорошо встает относительно тяги основного мотора, - можно сцепить их съемной тягой.

Правый уголок уже на месте. Пришлось использовать уголок 100х50х5, ранее был 50х50х5.

Зажимаем струбциной, убираем подставку и выбираем оптимальный угол отклонения транца.

Новая транцевая доска (примерка) с большей высотой.

В поднятом состоянии по борту за габарит не выходим.

Угол доски чуть меньше угла доски основного мотора.

Моторы не мешают друг другу в крайних положениях. Для чего это ? - будет понятно в дальнейшем.

С высотой определились. Установлен левый уголок и транец прикручен к уголкам.

Высота подвески мотора выбрана так, что АКП мотора чуть выше днища. Можно было бы поднять и повыше,
НО !!! - мотор не должен выскакивать при ходе по волне...

Транец на месте.

Вот такой будет максимальный угол откидки при притягивании головы мотора фалом к рымутке.

Транцевая плита из 4-х листов 10 мм фанеры ФСФ. Раньше была обычная фанера.

Укрепление изнутри.

Транец готов.

Вот так это будет выгядеть....


Газ-Реверс

А хотелось бы, ....
и чтоб управлять можно было, не сидя на облучке и держась за палку
.....

Транец заделан.
Вот на этом-то многие и ограничиваются, думая, что докатка вещь второстепенная и редко может пригодиться. Но я так не думаю и это мой опыт.

Можно конечно и так управлять, ну а если не по речке, а если дождь, ветер, волны....

 Или так,  - сидя на карачках в рецессе основного мотора.

Как можно управлять докаткой ?
Простейший - удлинитель румпеля - раздвижная палка - крепиться винтами на румпель.
Такой вариант  мною запытан и годится только для перемещения на небольшие расстояния.

А потому ставим отдельную простейшую машинку под докатку Yamaha 8.

Вот такая машинка. Установлена рядом с основной. Друг другу не мешают.

Троса Газ- Реверс использовал фирмы Pretech от 1000 размеров
Трос дистанционного управления 20 футов

Хорошая надежная машинка без всяких наворотов.

Результат. Пришлось выпилить глубокий паз в фальш-панели борта.

Два выхода к мотору:
- справа - троса газ-реверс
- слева - под бензошланг

На воде.
Электрокабель к мотору будет подведен через разъем ШР.

Ну и для рукастых
- есть вариант исполнения дистанции газ-реверс на электроприводах от GERMAG.


Установка Yamaha 8

Заливаем масло в редуктор - YamaLube Outboard Gear - для редуктора.

Меняем по феншую прокладки под пробки на новые.

Закачиваем масло чудо-маслонасосиком пока не польется из верхней дырки, для чего ставим мотор вертикально.

Снимаем скобу-фиксатор. Штука конечно хорошая, но при наезде мотор не откинется.

Вот в Амуровской ПОК заделано похитрее:
- задний ход - скоба фиксирует
- передний - не держит.

Понятно, что при прогазовке на заднем ходу мотор будет выскакивать из воды, но это терпимо.

Вот она - скоба фиксатор.

Ставим на место румпель. Что, не имея сноровки, не просто. Но все рационально и понятно - что к чему и как.

Одеваем винтик гребной...

... да не простой, а винтик
Yamaha Dual Thrust Propeller - 9" X 5",
что значит по нашему - Двойная Тяга - 228х127 мм. Шаг - 127 мм.
У Ветерка 8, насколько помню, грузовой белый - 210х160 мм. Шаг 160 мм.
Присмотритесь - большая ступица..., но с прорезями.

Итак катер на воде. Задача - повесить докатку.
Специально развернул катер на 180 - транцем ближе к бону.
Карячился с бона и так и сяк - Никак. Все-таки мотор весит под 30 Кг.
А силы то уже не те...
:-)
Что делать ?

А что ? ...  если из, теперь уже грузового кормового отсека ?....
Переложил груз, чтобы самому туда залезть. Залез.
Подстелил на корму старый ватник.

Мотор поверх ватника. Привязал фал-подстраховку. 
И юзом, юзом - огородами, огородами.... И... постепенно подтащил мотор к транцу.
Даже очень вполне реально....
:-)

Немного усилий и... - мотор на своем месте.

Вот так со стороны.

А вот завелся мотор не сразу.
Мотор был подключен через топливную систему.
Т.е. на мотор работал электробензонасос.
И что оказалось ?
Карб мотора Yamaha 8C не держит поток топлива от электробензонасоса.
Идет перелив.
На данном моторе бензонасос совмещен с карбом.
Поставил грушу - все нормально - перелива нет.
Что как и почему - пока не понятно...

Испытание

По старинке подсоединил к румпелю удлинитель и пошел запытывать.

Вот таким образом, как  в 2012-м, но под мотором Yamaha 8C с гребным винтом 9х5.

Максимальная скорость полугруженного Амура составила по GPS 10,5 км/час.
Основной мотор поднят.
По звуку - оборотам далеко до максимальных.
Под Ветерком 8 с грузовым винтом скорость более 8 км/час не поднималась.
Но 10,5 это при максимальном газе - нафиг надо.
Норма - те же 8 км/час.
Катер идет уверенно и похоже загрузка ему по барабану.


Рулевое

Вариантов то не так и много.
- привод от основного мотора через съемную тягу
- независимая автономная механическая рулевка
- независимая автономная электрическая рулевка

В простейшем варианте можно вообще не рулить докаткой, а поставить ее на постоянку и рулить поворотом основного мотора. Рулить конечно можно, но оперативно отклониться от препятствия вряд ли получится.

Вариант 1 - Привод от Основного Мотора через съемную тягу

Варианты:
- сцепка основного мотора и докатки
- сцепка рулевой тяги основного мотора и докатки

Вот реклама сцепки основного мотора и докатки от Jon Thelen фирмы Panther.
Красиво расписывает, да и тяга не из дешевых.
Однако не реально поставить и снять такую тягу на плаву, да и при наезде и откидке докатки тяге придет кирдык.

На этом видео используется простейшая тяга. Сцепляется рулевая тяга основного мотора и докатка. Быстросъемная тяга садится на шаровые опоры.
Такое соединение по английски называется BALL JOINT,
а быстросъемное QUICK BALL JOINT. Это на тот случай, если будете искать на западных форумах.
При таком соединении подъем/спуск основного мотора не оказывает на сцепку никакого влияния.

Или... - совсем просто и элементарно - из подручных средств.

Творим сцепку рулевой тяги основного мотора и докатки.

Шарик на тягу. Обычный 2 мм уголок.

На ручку мотора ставим уголок 100х50х5 и крепим болтом М10.
На уголок ставим шарик.

Вроде нормально,
Но !!!
Имеющаяся тяга оказалась велика по длине. Резьба на тяге дюймовая. Дорезать нечем - ну не было такой плашки.
Что делать ?

А вот что - переворачиваем уголок шариком наверх. И .... опа - немного подрезанная и подогнутая тяга подошла.

Подъем мотора - тяга держит. При наезде - не слетит.

Правый поворот до упора.

Левый поворот до упора.

 А что ? - очень даже ничего получилось...
:-))

Вроде бы и все с рулевкой. Ан нет.... Читаем дальше.

Независимая автономная механическая рулевка

Вот такая штуковина - принцип надеюсь понятен.
Но дорогая... - продается на e-bay.

Ну, и....

Вариант 2 - Независимая автономная элетрическая рулевка

Вот такой электропривод - Electro Steer Remote Auxiliary Steering Model 100 Freshwater
фирмы PANTHER. Куплена давно.... - БУ конечно, и не задорого.
Рискнул и... - оказалась вполне рабочая рулевка.

Технические данные:

55-0100A 55-0100A Electro Steer Freshwater Model 100A
Trolling made easy....
Steer up to a 25HP kicker from anywhere in the boat.
>The Panther 100A Electro Steer is easy to install anywhere in the transom area.
It operates the motor with the push of a button.
The Electro Steer will move from full right to left in only 4 seconds, with fast, precision kicker control, necessary for contour trolling.
The connecting rod between the Steer and the kicker easily disconnects, allowing versatile applications. 24 ft cable to a hand held push button switch.
Operates on 12 volt @ 5 to 7.6 amps Made of aluminum, black anodized includes relay control and harness, Left/right remote push button wired remote, “Z” shaped bent zinc plat ed rod, ball stud assemblies and zinc plated quick disconnects.
Complete with all instructions and operators manual.
Overall dimensions 12" x 6" x 2 1/2". Wgt 9 lbs Option: Wireless remote 55-0105

Перевод:
55-0100A Electro Steer Freshwater Model 100A
Троллинг легко .... Под мотор до 25 л.с.на любой лодке.
Полная перекладка из одного крайнего в другое за 4 секунды
24 футов кабеля кнопочный переключатель.
Напряжение питания 12 Вольт.
Потребляемый ток 5 - 7,6 Ампер
Изготовлен из черного анодированного алюминия,
включает реле и кабель,
Габаритные размеры - 12 "х 6" х 2 1/2 ".
Вес - 9 фунтов

Есть более современные и интересные рулевки фирмы PANTHER

Panther T4 - Through Tilt Tube Electro Steer - Freshwater
с беспроводным дистанционным управлением с пульта.
Jon отжигает старается...

Но имеем то, что имеем. Хотя, при желании, и Model 100A можно заделать с беспроводной дистанцией.

Устройство - электромотор, редуктор и реечный механизм.
Работает от 12 В.

Крайнее правое положение.

Крайнее левое положение. Тяга быстросъемная на шариках.

Потребление

При перемещении 3-7 ампер.

При упоре - крайнее положение - 15 ампер - что значительно - может и сгореть, если не отключить.
Блокировки по току нет, но можно и забацать...
Время перекладки из одного крайнего положения в другое - 4 секунды.

Думал, куда и как можно впендюрить эту рулевку.
Вот так вроде возможно, но как то не ах...

А потом допёр - так вот же ее законное место....
:-)

Многие скажут, - Да нафиг она нужна. Рулим от основного мотора и ладушки.
Я конечно извиняюсь, - а если рулевое основного мотора откажет ?
Речь о походе конечно - вдали от дома.
:-))
Может быть ? -  да вполне.
Или думаете невозможно ? Может и редуктор крякнуться, может и трос.

И что делать ? Тогда работает только вариант - на облучке с палкой-румпелем.

А вот если тросовая рулевка - может выйти из строя? Может трос порваться - срастить не проблема. Но это простейшая - тросовая....


Продолжение следует !!!

Загляните в раздел Поддержка

Copyright 2011 ДОКАТКА Yamaha 8C на катере Амур 3.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free